Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ. Как повысить эффективность? (часть 1)
Каждый человек испытывает различные трудности, связанные с обучением или подготовкой к экзаменам. Чтобы преодолеть страх перед экзаменом ученик должен знать, что препятствиями к успешной сдаче экзамена могут быть несовершенные или устаревшие методы и способы обучения по предмету, а также простое нежелание учиться.
В наших школах в основном используется линейный подход к изучению предмета, то есть ученику необходимо изучить учебник или другой дополнительный учебный материал в четко определенной последовательности. При этом преподаватель часто большое внимание уделяет материалам, которые затрагивают отдельные сферы и области знаний и практически не уделяет должное внимание взаимосвязям между различными элементами предметной программы. Поэтому ученику приходится по нескольку раз перечитывать одну и ту же информацию для полного понимания. То есть зачастую методики, которые используют учителя, основаны на обычной системе повторений. Есть предметы, в которых использование этой методики приносит хорошие результаты, а есть предметы, где необходимо использовать более сложные способы обработки учебных материалов. Примером может служить существенная разница между изучением учебника по математике и литературе.
Проблема использования того или иного эффективного метода при подготовке к экзаменам и в процессе обучения может быть решена, если мы перенесем акцент с учебного предмета на конкретного человека и на способы отбора и анализа учебной информации.
Во-первых, количество информации для ученика не должно быть чрезмерным.
Во-вторых, попытаемся рассмотреть способы повышения скорости обучения и запоминания прочитанной информации.
Итак, прежде чем начать изучение материала по экзаменационному предмету, необходимо бегло просмотреть страницы учебника, изучить оглавление или содержание книги, рассмотреть особенности структуры и подачи информации. Одновременно нужно оценить объем учебного материала и за какой период времени этот материал необходимо освоить. Это позволит распределить материал на временные промежутки и равномерно двигаться от точки к точке для достижения конкретной цели. Преимущество этого подхода в процессе подготовки к экзамену заключается в том, что ученик готовится к учебе, а не ищет способы не заниматься вообще.
Далее ученик должен набросать вопросы, на которые он должен ответить после изучения материала. Это могут быть вопросы, на которые он уже знает ответы. Тогда дополнительное изучение учебного материала или его повторение позволит ученику более глубоко разобраться в деталях вопроса. Многие используют при этом разноцветные карандаши, с помощью которых помечают вопросы и ответы, возникающие в ходе прочтения.
А в следующей статье мы уже рассмотрим как применить техники обзора, просмотра, чтения и пересмотра материалов или информации в процессе обучения и подготовке к экзаменам или тестам.
Следите за новостями в нашем блоге и в vk.com/avista_center