Как Иван Васильевич наследника выбирал (часть 2)
В «Открытом банке заданий» на сайте ФИПИ в текущем году появились новые задания, в том числе и документы (задания 20-22). Среди них есть и следующий (приводится лишь часть текста, связанная с темой статьи, и один из вопросов к нему, полностью ознакомиться с документом и заданиями можно на сайте ФИПИ, пройдя по ссылке, данной в конце статьи).
Продолжаем рассматривать учебный материал по подготовке к экзамену, состоящий из двух частей.
Материал подготовлен преподавателем
Образовательного центра «Ависта» Фокиной А.В.
В 1498 году в Успенском соборе в небывало торжественной обстановке состоялось венчание Дмитрия-внука на великое княжение в качестве наследника. За основу была взята византийская традиция венчания на царство императора-соправителя.
Но торжество Дмитрия и его матери, Елены, было недолгим. Уже через год из тюрьмы был освобожден Василий, свое прежнее положение заняла и Софья, а в 1502 году под стражу попали уже Елена и Дмитрий. Василий был объявлен наследником и соправителем.
После смерти Ивана III в 1505 г. правителем стал Василий, но описанные события заставили его очень настороженно относиться к возможным соперникам и устранять любые возможные угрозы собственной власти.
Вернёмся к документу (комментарий по работе с текстом).
Какие умения проверяются данным заданием? Прежде всего — умение анализировать исторический источник. Сложность представляет то, что текст XVIII века практически не адаптирован, потому понять его смысл непросто. Еще сложнее увидеть в нём «подсказки».
Из контекста необходимо понять, что речь идёт о процедуре передачи престола (указ Петра I о престолонаследии). Далее автор (Петр Великий) обращается к примеру одного из своих предшественников, великого князя Ивана Васильевича.
В документе есть «подсказки», которые помогают идентифицировать его личность. Во-первых, говорится, что он «наше отечество собрал и утвердил». Известно, что правителем, в основном завершившим объединение русских земель вокруг Москвы, является Иван III. Но полную уверенность в определении личности великого князя может дать вторая «подсказка» — описанная в тексте ситуация с выбором наследника (см. текст выше). А поняв, что речь в документе идёт об Иване III, не составляет сложности и назвать сына, которому он «отдал наследство» — Василия III.
Для того, чтобы успешно справиться с заданием, необходимо увидеть обе эти подсказки и привлечь знания, выходящие за рамки школьного учебника истории. Это непросто, но каждый выпускник, выбравший экзамен по истории, должен помнить, что анализ исторического документа — это базовое умение, без которого стать «историком» (пусть даже под этим узко понимается готовность сдать экзамен по истории) невозможно. Потому работать с историческими текстами необходимо — и усилия непременно будут вознаграждены!
Источники и литература:
1) http://85.142.162.119/os11/project/questions/question_view.php?qst=E2D43ADA53A3AA5B4FFD3BA8A82B487D-ZP&md=qprin — «Открытый банк заданий» на сайте ФИПИ
2) http://www.liveinternet.ru/users/lusiya78/post297150358/ — Романовы в живописи (Петр I)
3) Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI-конец XVII века. 7 кл.: учебник. М., 2016